ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2023»
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский.
Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Мы живем в быстро меняющемся информационном мире, с каждым годом объем информации становится всё больше, поэтому для школы важно научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. На мой взгляд, учитель должен руководствоваться такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
Исходя из теории поколений, современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся.
Будучи учителем начальных классов, я сталкиваюсь с тем, что у ребят возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию, представленную в явном и неявном виде. На сегодняшний день актуально и значимо повышение функциональной читательской грамотности школьников. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Значительную роль в овладении читательской грамотности я отвожу предмету «Окружающий мир», при изучении которого ученики работают не с художественной литературой, а с научно-познавательными текстами. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Поэтому приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются.
В дальнейшем, при переходе на уровень среднего общего образования, учебный курс окружающего мира имеет выход на такие предметы как биология, география, история, обществознание, физика.
В связи с этим, умение работать с научными текстами необходимо начинать формировать в начальной школе.
Мною была проведена оценка сформированности читательской грамотности обучающихся. Успешность выполнения составила 61%. Возник вопрос, как достичь более высокого результата. (Приложение 1)
Способ решения данной проблемы – использование приёмов учебной деятельности, которые максимально способствуют формированию читательской грамотности учащихся.
Я поставила цель: сформировать у обучающихся навыки работы с текстом на уроках окружающего мира, которые помогут ученику максимально точно и полно понять содержание, уловить все детали и практически осмыслить и применить извлеченную информацию.
Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:
-научить детей осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
-высказывать оценочные суждения о прочитанном;
-развивать потребность в чтении самостоятельном, инициативном.
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской грамотности наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.
В результате работы мною создана копилка эффективных приёмов по предмету «Окружающий мир», которые помогут формировать читательскую грамотность учеников начальных классов:
1 класс:
-заполнение таблиц и схем;
-восстановление деформированного текста;
- дидактические игры;
2 класс:
- оставление пазлов (формирование у моих учеников зрительного образа исследуемого материала);
- «Кроссенс» (табличный способ изображения ассоциативных связей, замкнутых в стандартное поле из шести или девяти квадратов) (Приложение 2);
- «Ярмарка вопросов»;
- «Блиц-турнир» (учащиеся отвечают на вопросы в быстром темпе) (Приложение 3);
3-4 классы:
- «Инсерт» (маркировка текста по мере его чтения, стимулирование внимательного чтения) (Приложение 4);
- работа с картами (учатся самостоятельно читать различные знаки, символы и условные обозначения) (Приложение 5);
- «Ты – мне, я – тебе» (учатся самостоятельно выбирать или придумывать вопросы по тексту);
- проектные работы (получают опыт элементарного исследования проблемы);
Особое внимание в своей работе по формированию читательской грамотности я уделяю Worksheet (рабочий лист). Это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения. Главной задачей рабочего листа является обучение ребенка, учить его учиться и показать, что сам процесс обучения может быть интересным и, если ученик приложит некоторые усилия, то он не только добьется результата, но и испытает радость от процесса обучения, то есть от понимания и от собственных успехов. Это подтверждается исследованиями американского психолога Роберта Ганье. Он выделял 8 когнитивных процессов, которые необходимо пройти любому человеку для того, чтобы хорошо запомнить информацию, а именно: привлечение внимания, задачи, прежние знания, новая информация, сопровождение обучения, практика, обратная связь, связь с жизнью. Worksheet является таким инструментом, который отражает в себе все когнитивные процессы и полностью отвечает требованиям ФГОС.
Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.
Worksheet позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи (Приложение 6).
Разработанный специально к уроку Worksheet, помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя.
Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями.
Я считаю, что Worksheet является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.
В заключение хочется подчеркнуть, что любое обучение эффективно тогда, когда оно приносит радость. Возможность взаимодействовать с миром через текст, видеть за ним окружающую нас природу, людей, открытия и свершения — все это дарит учащемуся уверенность в том, что именно знания, книга, учеба могут помочь ему реализовать себя, стать полноценной частью этого бесконечно интересного, постоянно развивающегося, ждущего своего исследователя окружающего мира.