Звукопроизношение
К 6 годам ребёнок должен произносить все звуки правильно. Родителям необходимо позаботиться об этом в дошкольном периоде, не оставлять проблему нарушенного звукопроизношения без внимания. Помните, чем младше ребёнок, тем проще «поставить» звуки и ввести их в спонтанную речь.
Фонематическое восприятие
Проще говоря, различение похожих звуков на слух. Ребенок, не различающий оттенки звуков на слух, будет смешивать буквы, обозначающие эти звуки на письме.
Языковой анализ и синтез
Умение правильно определять количество слов в предложении, слогов в слове, звуков в слове, безусловно, очень важно для овладения письменной речью.
При его нарушении школьник будет сливать слова на письме, менять местами буквы и (или) слоги, пропускать буквы. На сегодняшний день это самые распространенные и наиболее трудно поддающиеся коррекции специфические ошибки среди ребят начальных классов.
Лексико-грамматическая сторона речи
Это словарный запас и умение изменять слова, сочетать их друг с другом. Богатый запас слов позволяет хорошо понимать чужую речь, читаемые тексты и в собственной речи использовать разнообразную лексику.
А умение правильно изменять и согласовывать слова делает речь грамотной и красивой. Бедный словарь и аграмматизмы (неверные грамматические формы) негативно отражаются как на понимании речи, так и на использовании собственной (как устной, так и письменной).
Прежде всего, речь взрослых, окружающих ребенка – это образец для подражания. Дошкольник должен слышать грамотную речь!
Больше читайте детям на ночь, больше разговаривайте с ними.
Рассказывайте об окружающем ребенка мире, расширяйте его кругозор.
Отвечайте на его вопросы доступным языком, обогащайте словарь.
Связная речь
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли – необходимое условие полноценного развития личности ребёнка.
Другие высшие психические функции
Речь тесно связана с другими психическими функциями – мышлением, вниманием, памятью. К первому классу важно, чтобы все эти функции достигли достаточного уровня развития. Тогда они станут той необходимой базой для успешного овладения школьными науками.
Нельзя забывать и о пространственно-временных представлениях, нужных для усвоения буквенных образов, математики.
Больше общайтесь со своими детьми, играйте с ними, рассказывайте о мире, который его окружает. А при необходимости обязательно обращайтесь за помощью к специалистам.