Описание опыта работы педагога – наставника
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, методисты. А между тем по-прежнему существует проблема и того, как привлечь грамотных молодых специалистов, и что ещё существеннее того, как удержать их там.
Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в учебные учреждения, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет.
Вопросов, которые надо решать, очень много. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот вопросы, которые вполне можно решить в стенах учебного заведения:
- методическая подготовка грамотного специалиста;
- проблемы адаптации в коллективе;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы.
Понятно, что по окончанию вуза, начинающий педагог ещё не является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию. Между тем, молодой преподаватель сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами, потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода. Не случайно к вопросу адаптации учителя в разное время обращались ученые, педагоги и психологи.
Психологическая адаптация молодых специалистов предусматривает:
- наличие комфортных условий для профессиональной деятельности ;
- оказание молодому специалисту ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы;
- обеспечение условий для формирования и развития профессиональной компетентности в интересах образовательного учреждения и запросов, интересов, потребностей самого молодого специалиста.
Адаптация молодого специалиста в образовательном учреждении включает в себя:
- актуализацию "сильных сторон" деятельности педагога и спокойное преодоление "проблемных ситуаций", возникающих в его профессиональной деятельности;
- анонимность разрешения "проблемных ситуаций", возникающих в профессиональной деятельности молодого специалиста, непубличном характере решения проблем и публичном характере представления достижений;
- создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха".
Поэтому, в нашем случае, наставничество есть сопровождение молодого специалиста с целью обеспечения личностно-ориентированного подхода в его профессиональном становлении, изучение проблем адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении, а также оказание методической и психологической помощи молодому специалисту при решении проблем, возникающих в процессе деятельности. Обеспечить постепенное вовлечение молодого преподавателя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.
Объектом педагогического сопровождения молодого специалиста является система методической работы с начинающими педагогами.
Предметом: молодые специалисты, работающие в ОО от года до 3 лет.
Планируемые результаты работы:
- подготовка молодого специалиста и желание работать в образовательном учреждении;
- воспитание - творческого, инициативного, самостоятельно мыслящего человека и профессионала;
- совершенствование инновационной системы методической работы учреждения;
Всю работу наставника можно разделить на три основных этапа:
I этап – адаптационно-диагностический;
II этап – коррекционно-развивающий;
III этап – аналитический.
В чем же состоит система работы педагога - наставника в нашем учебном заведении?
Начинающий специалист закрепляется за педагогом-наставником. На начальном этапе начинающий специалист проходит входную диагностику, которая раскрывает индивидуальный уровень подготовки к профессиональной деятельности. Результаты анкетирования являются основой для совместной разработки индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста (обсуждаются с наставником, и определяется круг вопросов теоретического и методического плана, которые необходимо внести в план работы педагога). Рассмотрим пример индивидуальной работы, составленной по результатам анкеты «Самоанализ затруднений деятельности педагога», начинающего специалиста Марченко Любовь Николаевны, учителя математики, и принцип составления индивидуального плана на основе полученных результатов диагностики.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Педагог оценивает свои возможности в проектировании и планировании педагогической деятельности как достаточные, нуждается в консультации по вопросам формулирования целей и задач своей деятельности, корректировке учебных программ. Соответственно, в индивидуальном плане предусмотрено занятие – тренинг на формулирование целей и задач педагогической деятельности.
Теоретические знания педагога указаны им как достаточные, однако имеются затруднения в применении современных педагогических технологий, следовательно, педагог-наставник проводит мастер-класс по применению педагогических технологий.
Организация педагогического взаимодействия на занятиях не вызывает затруднений, за исключением функций классного руководства. В план включается совместная с педагогом-наставником разработка внеклассных мероприятий и родительских собраний.
Анализ педагогической деятельности не вызывает больших затруднений. Нуждается в консультации по вопросам анализа урока, внеклассного мероприятия, системы работы в целом – поправка вносится в план.
Далее, на следующем этапе, начинающему специалисту предстоит реализовать мероприятия индивидуального плана, такие, как:
· Открытый урок;
· Открытое внеклассное мероприятие по предмету;
· Тематический классный час.
После каждого из проведённых мероприятий, на основе анализа и самоанализа, осуществляется корректировка плана, для дальнейшего развития педагога как педагога-мастера.
В нашей ОО создана проблемная творческая группа педагогов наставников, встречи проходят 1 раз в месяц, так же с молодым специалистом проводятся наставниками индивидуальные консультации 1 раз в неделю и по требованию. Занятия «Школы молодого педагога» проходят 1 раз в месяц в виде круглых столов, дискуссий, решение «кейс-заданий» и т.д.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:
- отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;
- взаимодействия родителей и педагогов школы на практике;
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста
В настоящее время Марченко Л. Н. имеет высшее профессиональное педагогическое образование, первую квалификационную категорию, показывает высокие результаты в профессиональной деятельности на школьном и муниципальном уровнях.
На уровне МБОУ «СОШ № 17»:
- проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках работы ШМО;
- выступления на заседаниях методического совета школы, методического объединения учителей математики по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики»
На муниципальном уровне:
- Любовь Николаевна публикует свои разработки в сети Интернет, на школьном сайте, ее ученики – активные участники очных и заочных олимпиад, конкурсов;
- является техническим специалистом на ППЭ.
- принимает участие в большинстве городских вебинарах. Участие подтверждено сертификатами.
Следует отметить, что работа с данным молодым специалистом осуществляется с 2020 года, поэтому ожидаемые результаты будут получены в конце 2023 года.
Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.