Мастер – класс на тему: «Трудности профессии педагога»
Работать сегодня будем двумя группами по три человека. Так как наше мероприятие не соревновательное, поэтому предлагаю объединиться по интересам. Полагаю, наши участники объединилисьпо интересам. Итак, начинаем.
- Дисциплина на уроке
- Почему ученики иногда нарушают дисциплину на уроке? (варианты ответов)
Давайте рассмотрим 4 мотива плохого поведения учеников. Психолог С.В. Кривцова выделяет:
- Привлечение внимания – (хотят получить особое внимание учителя,быть в центре внимания)
- Власть (важно быть главным, пытаются установить свою власть над всеми – «Ты мне ничего не сделаешь»)
- Месть – (главная цель,месть за реальную или вымышленную обиду, всем,всему миру)
- Избегание неудачи (боясь повторить поражение ,неудачу ,мечтают ничего не делать ,мечтают о покое).
А сейчас я попрошу каждую группу разобрать ситуацию и определить мотив поведения ученика. Найти выход из сложившейся ситуации.
Ситуация №1
Миша тихо и сосредоточенно решает задачу по геометрии, углубившись в тему.Вера громко переговаривается с подругой, сидящей через парту от нее.(Привлечение внимания)
Ситуация № 2
«Можно я не буду отвечать сегодня? Я же отвечал на прошлом уроке, вы же видели, что я знаю эту тему!»(Власть)
Ситуация № 3
Ученик второго класса Жора Еськов часто «за глаза» обзывал учительницу и всем говорил, что он ее ненавидит, как-то он написал ругательство в ее адрес на доске. Все это обижало и задевало учительницу, и однажды она спросила его: «Жора, что я сделала такого, что ты меня так не любишь?» Глядя на учительницу полными ненависти глазами, второклассник ответил: «Вы никогда-никогда не посылали меня за журналом и не просили вытереть доску! Всех, кроме меня, просили! Вы меня презираете!»(Месть)
Ситуация № 4
Миша сидит на задней парте в углу и не решает задачу после объяснения учителя, он просто закрыл учебник и смотрит в окно. Если его спросить: «Что не так? Почему ты не делаешь того, что делают все остальные?», Миша,избегая смотреть в глаза, неопределенно пожмет плечами и еще ниже сползет с сиденья, как бы стараясь спрятаться под парту.(Избегание неудачи).
- Общение с родителями
Каждому педагогу приходится общаться с родителями своих учеников. Даже если он не является классным руководителем какого-либо класса.
- Как вы думаете, умеете ли вы общаться с родителями?
ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
- Планируйте разговор с родителями.
- Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Каждый родитель хочет слышать о достижениях и проблемах своего ребёнка;
- Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
- Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины.
- Не используйте нравоучительный тон. Не произносите резких фраз, будьте тактичны.
Замените приведенные фразы более тактичными выражениями
Я ничего не знаю. - Мне необходимо уточнить,
Я не могу сейчас это сделать - В настоящее время это довольно сложно, однако...
Вы не должны этого делать - Будет лучше, если вы...
Вы все не так поняли. - Давайте уточним следующее…
Нет, я с вами абсолютно не согласна. - К сожалению, придется вам возразить. Очень бы хотелось с вами согласиться, но...
Не думаю, что это верно. - Верно, но нужны некоторые уточнения.
- Создание комфортной обстановки на уроке.
Давайте вспомним школьные годы: «Когда вам было на уроках комфортно и когда вы чувствовали себя тревожно, испытывали дискомфорт?» Что вы мне ответите на эти вопросы? (ответы педагогов)
- Входите в класс с хорошим бодрым настроением, и умейте настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
- Ориентируйтесь на эмоциональное состояние учеников, развивайте в себе эмпатию (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.) к детям.
- Корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
- Будьте сдержанным в движениях и словах. Любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, учитель может выразить в деликатной форме. Объясняйте ученику последствие его поступков.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «комфорт»?
К |
Культура, красота, компромисс, креативность |
О |
Обаяние, отношение, общение, одобрение, |
М |
Мир, мотивация, мудрость, мастерство, миссия |
Ф |
Формирование, форма, фантазия |
О |
Обогащение, образование, обстановка, отдых |
Р |
Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие |
Т |
Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология, тепло |
Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Думаю, если мы будем на уроках претворять в жизнь эти понятия, и нам, и ученикам на уроках будет комфортно.
Прием рефлексии «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к другим. В завершение своего занятия хочется провести игру «Цепочка пожеланий». Будем передавать предмет и делиться пожеланиями. А передавать мы будем жемчужные бусы. Почему? Потому что знание – это жемчужина жизни. Как считают китайцы, жемчужина - это знак сфокусированного знания, помогающий студентам достичь поставленной цели.
Символом знания считается и вода. Она олицетворяет передачу знаний, поток информации от учителя к ученику. И мне хочется поделиться с вами этим потоком.