ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2023»
«ЖИВОЙ УРОК» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
- Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости
В настоящее время, происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей. Особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания граждан – истинных патриотов Родины, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Согласно ФЗ от 29.12.2019г. №-273 «Об образовании в РФ», (ред. от 29.12.2022) в настоящее время школа нуждается в организации деятельности, которая обеспечит воспитание высоконравственного, духовно развитого, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Исходя из этого, в образовательном учреждении должна иметь место деятельность, направленная на сохранение и включение историко-культурного наследия в современный урок путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. Это и обусловило актуальность выбранной темы.
Для решения вышеизложенной задачи и повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков использую новую педагогическую технологию «Живой урок», которая предполагает одно или несколько тематических занятий, направленных на актуализацию историко-культурного наследия.
«Живой урок» строится на основе интерактивного взаимодействия между участниками данного урока, кроме того, предполагает демонстрацию подлинных музейных предметов (или предметов музейного значения).
«Живой урок» как инновационная образовательная технология объединяет другие педагогические технологии, такие как квесты, ролевые игры (кабинетки), музейные уроки, проектную деятельность. Этим и определяется новизна педагогического опыта.
Это комплекс педагогических технологий, направленный на развитие познавательной активности обучающихся, формирование гражданских и патриотических качеств обучающихся, на профессиональное самоопределение будущего выпускника.
Происхождением «Живые уроки» обязаны игровым технологиям, которые как основа образовательного процесса, были исследованы в трудах К.Д.Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Э. Берна, Ж.-П. Сартра и других ученых.
Основоположником «Живого урока» в России можно считать А. С. Макаренко. В лекции «Игра» 1937 года Макаренко А.С. впервые рассказал о причинах появления воспитательной военной игры (Приложение 1).
- Условия возникновения проблемы, становление опыта.
Учебный предмет «технология» для обучающихся очень интересен и притягателен за счет большого количества практических уроков. В 5-6 классах познавательная деятельность обучающихся высока, но с процессом взросления примерно к 7-8 классу интерес к предмету или к отдельным темам ослабевает.
Проведя анализ данной проблемы, мною были сделаны следующие выводы: уроки по изучению истории костюма, изучению материаловедения, изучение исторических аспектов некоторых тем не всегда дают отличный результат и стимулируют обучающихся на самостоятельное изучение материала. Таким образом, была выделена проблема, как повысить познавательную активность обучающихся.
Первую информацию о технологии «Живого урока» я получила из сети Интернет ещё в 2019 году, хотя она и не педагогическая и пришла в педагогику из музейного урока, но на сегодня хорошо себя зарекомендовала и имеет положительные отзывы в области образования.
Цель и задачи педагогической деятельности
Исходя из вышеизложенного, целью моей работы является создание условий для формирования активной деятельности обучающихся на уроках технологии через «Живой урок».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- изучить инновационные формы обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;
- создать условия для активной деятельности на уроках технологии посредством различных современных педагогических технологий входящих в «Живой урок»;
- воспитать гражданские и патриотические качества обучающихся, содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны.
- Технология реализации ведущей педагогической идеи
Педагогическая технология «Живой урок» является погружением в музейную экспозицию и использование подлинных музейных предметов. Принцип интерактивности, на основе которого строится урок, предполагает, что его участники будут активно взаимодействовать с демонстрируемыми предметами, часть которых изготовлена с высокой степенью достоверности.
Используя музейные экспонаты на своих уроках, я столкнулась с проблемой: отсутствии нужных предметов. Решение проблемы подсказали сами обучающиеся, когда я проводила первый «Живой урок» девочки рассказывали о старинных вещах, которые находятся в их семье, в дальнейшем они приносили на урок эти предметы и презентовали их.
Как правило, на уроке я использую один или несколько музейных предметов, вокруг которых и разыгрывается истинный сценарий урока. Предмет может быть задействован на любом этапе урока, например, на этапе мотивации к учебной деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии, все зависит от изучаемого раздела, темы урока.
Для яркой визуализации образов и полного погружения в сценарий урока дополнительно мною используются виртуальные экскурсии. В Курганском краеведческом музее большая подборка виртуальных экскурсий, которые я использую на своих уроках, например, «Коллекция самоваров», «Силуэты времени». Большой интерес у обучающихся вызвали виртуальные музеи, где представлены этнографические экспозиции со всей России. Например, виртуальная выставка «Русские», виртуальная экскурсия Березовского краеведческого музея «Эволюция утюга»
В процессе работы над темой мною была разработана серия уроков:
- 5 класс «Бытовые электроприборы. Эволюция утюга», главными предметами стали рубель и утюг на углях. Основой урока является экспозиция, где наглядно представлено совершенствование бытовых приборов (Приложение 2).
- 6 класс «Уход за одеждой. Большая стирка», где главным предметом стала стиральная доска и щипцы для белья. На уроке представлена демонстрация прогресса стирки в разные периоды развития человечества (Приложение 3).
- 7класс «История костюма. Одежда наших предков», в данном уроке используется виртуальная экскурсия и платье 1988 года, советского периода. Смысл урока в формировании у обучающихся чувства уважения и гордости к творческому наследию нашего народа (Приложение 4).
- 8 класс Урок-квест. «Особенности ухода за одеждой с ручной вышивкой», главный предмет вышитая салфетка. Фрагмент урока направлен на формирование эстетического вкуса у обучающихся (Приложение 5).
- 8 класс «Вышивка гладью. Супрядки», главные предметы веретено и старинная скатерть ручной работы. Суть урока в том, чтобы показать обучающимся как наши предки организовывали свой досуг и занимались рукоделием в сельской местности (Приложение 6).
Особенность данных уроков заключается в том, что они могут быть театрализованы и иметь структуру игры или квеста, а также на уроке используется мини экспозиция, которая состоит из одного или нескольких предметов.
Для подтверждения результата своей работы в рамках использования технологии «Живого урока» я провела мини исследование обучающихся, которое показало, что данные уроки вызывают у них большой интерес и повышают мотивацию к обучению (Приложение 7).
Исходя из вышесказанного, мною был сделан вывод о необходимости продолжения внедрения технологии «Живых уроков».
Поскольку технология «Живой урок» относится к инновационной педагогической деятельности, считаю, что мой опыт будет интересен коллегам и может использоваться на уроках литературы, истории, изобразительного искусства.